Выкройки для бурятских дэгэлов

Аюна из Актобе

Рег.
04.12.2009
Сообщ.
1073

Здравствуйте, дорогие осиночки!
Амар сайн, хундэтэ айлшад! Будьте здоровы, дорогие гости! Сайн байна!
Эта тема создана для того, чтобы рассказать не только о бурятском костюме, но и о традициях бурятского выкройки для бурятских дэгэлов народа. Хочу побольше рассказать о своем народе, чтобы развеять некоторые мифы о нас, сложившиеся из-за отсутствия информации.
Я приглашаю в соавторы всех желающих. Всех, кто может дополнить мои неполные знания, прошу рассказывать здесь. Если найдутся профессионалы в вопросе бурятского костюма, буду рада.
на фотохостинг →

Все картинки темы

Монгольские мастерицы создавали роскошные свитки (иконы) святых буддийского пантеона, они были яркими, красочными, из дорогих материалов – натурального шелка, парчи, их украшали жемчугом, кораллами, бирюзой. Подобные свитки – аппликации порой конкурировали с живописью – танкой и постепенно аппликация выделилась в самостоятельный вид искусства.

на фотохостинг →
на фотохостинг →
Это, правда, не вышитая танка, а расписная темперой по холсту. Из Монголии.
Не удивляйтесь, что я часто обращаюсь к монгольским источникам. Мы относимся к монгольским народам, и поэтому, культурные корни у нас, во многом, отттуда.

Вот про орнамент:

В бурятских и монгольских орнаментах широкое применение нашел геометрический орнамент, ведущими мотивами которого являются: алхан хээ (молоточный орнамент), шэрэмэл шэрдэгэй хээ(рисунок стеганого матраса), улзы (плетенка), хас (свастика), круг.
на фотохостинг →
алхан хээ
Орнамент с названием «алхан хээ» называют молоточным, так как и в переводе с бурятского и с монгольского языка «алха» означает молоток. Вариации молоточного орнамента весьма разнообразны, но по сути это узор идентичный классическому греческому меандру. «Алхан хээ» у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. В старину молоточным орнаментом украшались только особо ценимые предметы

на фотохостинг →
«Улзы» плетенка(бесконечный узел) – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазковый «улзы». Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетенный цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.
Улзы принято считать индийским по происхождению. В буддийском искусстве – мистическая диаграмма, одно из восьми буддийских жертвоприношений, означающее бесконечный цикл перерождений в мире людей.
на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →
на фотохостинг → на фотохостинг →
«Дугуй хээ» круг – имеет свое символическое выражение в культурах всех народов, так как изначальным кругом служил диск солнца, и все строилось по этому образцу и подобию. Древний дохристианский знак колеса – знак Солнца.
на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →
Круг – это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца, и все точки равно удалены от центра. Центр круга – источник бесконечного вращения во времени и пространстве. Круг представляет небо в противоположность квадрату Земли.
В бурят-монгольском искусстве изображение круга встречается очень часто на изделиях из металла – колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальной одежде, в росписи мебели.
на фотохостинг →
Это круг, но со свастиками.

«Хас» свастика. Слово, составленное из двух санскритских корней: существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние», «благополучие». Другое толкование слова-санскритское «су» – солнечная птица и божество времен года Астика. Древний солярный знак – один из самых архаичных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее-годовое движение Солнца, включающее идею четырех сторон света. Это знак, центрированный вокруг оси, содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Вращающаяся по движению часовой стрелки представляет мужскую энергию, против часовой стрелки – женскую энергию. Имеет при этом нравственную характеристику: движение по солнцу – добро, против солнца – зло. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается, «завинчивается» с целью управления низшими силами.
Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил, создание препятствия для прохода высших сил. Такая свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий. Как солярный знак свастика служит эмблемой жизни и света. Иногда отождествляется с другим солнечным знаком – крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца.
Свастика была известна в разных частях света, как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Другое название свастики – «гаммадион» означает её, как состоящую из четырех греческих букв «гамма», первой буквы в имени богини Земли Геи. В этом случае рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия Земли. В Индии свастика традиционно рассматривалась как солярный знак – символ жизни, света, щедрости и изобилия. В форме свастики бытовал деревянный инструмент для добывания священного огня. Встречается везде, где есть следы буддийской культуры, она была высечена во многих храмах, на скалах, ступах, на статуях Будды. С распространением буддизма из Индии проникает в Китай, Тибет, Японию, Сиам. В Китае, Тибете используется как знак всех божеств, которым поклонялись в школе Лотоса. Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения Инь-Ян. В Монголии на наскальных и пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, изображен хас. Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин – солнечный камень.

на фотохостинг →

Какая красотища!!!

Еще немного монгольских орнаментов из этого источника:
на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

Об одежде монголов (опять-таки, не удивляйтесь: все это можно отнести к одежде бурят, особенно, в части происхождения, когда речь идет о древности, тут можно спокойно ставить знак равенства буряты = монголы):

Монгольская одежда в разные периоды истории воспринимала детали или даже комплекты костюма у соседних народов. Эти напластования чётко видны в одежде некоторых категорий населения и носят межэтнический характер.
К таким напластованиям различных эпох относятся отдельные элементы верхней одежды монгольского ламаистского духовенства, светских феодалов и чиновничества, а в послереволюционный период – универсальная одежда городского типа. Также сохранилась традиционная народная одежда – повседневная и праздничная.

Покрой монгольской одежды имеет ряд своеобразных черт, которые указывают на её местное происхождение. В Монголии было очень много видов национальной одежды и известно, что одни лишь головные уборы составляют более ста видов – женские, мужские, детские, для духовных лиц, для обрядов, парадные, для повседневного пользования и т.д. Правильный покрой одежды, ее отделка, шитье, вышивание были обычным занятием для женщин, а пошив головных уборов различного фасона, сложный вид вышивок, аппликаций из цветной кожи – были делом рук мужчин – искусных мастеров.

Важную роль в монгольской одежде играли материал и техника изготовления. Они с течением времени изменялись, что зависело от уровня развития производства и экономики. Если в древности одежду вручную шили из шкур животных и применяли несколько традиционных для каждой части одежды швов, то сейчас ручные операции всё более заменяются машинными и применяется только один шов. С течением времени менялся и материал: наряду с овчиной, кожей, войлоком и мехом издавна употреблялись ткани из шерсти, хлопка, шёлка, холст, парча, а в последние тысячелетия и синтетические ткани.
на фотохостинг →
На изготовление военного костюма употребляли выделанную кожу, дерево, металл, служивший материалом для панциря, кольчуги, шлема и др. Ещё предки монголов использовали все материалы, которые шли на изготовление одежды.
на фотохостинг → на фотохостинг →
В XIX–начале XX в. в Монголии употреблялись ткани различного происхождения, но преимущественно – китайские хлопчатобумажные и шёлковые, реже использовались русские сукна и бархат.

Спасибо за красоту и полезную информацию.

Вот вам позитивчик. Поет ансамбль "Аянга".
Тальцы - это уникальный этнографический музей нардов Прибайкалья под открытым небом (47 км от Иркутска по Байкальскому тракту).
http://youtu.be/BiiGaU8Y4XQ
И заодно посмотрите западный вариант бурятского костюма.

Цитата с сайта:

В наши дни, когда в Усть-Ордынском бурятском автономном округе интерес обращен к подлинной национальной культуре, изучением и воссозданием бурятского костюма серьезно занимается Центр художественных промыслов в Усть-Орде. Семинары и выставки по этнографическому костюму дают некоторое представление об его истинном образе. Первая такая выставка в Усть-Ордынском краеведческом музее состоялась в 1993 году, она показала великолепное убранство старинной праздничной и бытовой одежды, чудом сохранившейся у пожилых людей. Среди них - старинный костюм, сшитый в 1907 г. Аджаной Адушеевной Трубачевой 1887 г.р. из села Хадахан Нукутского района.
Покрой и элементы костюма характерны для бурят Нукутского, Боханского и Осинского районов. Комплект состоит из платья, сшитого из китайской чесучи (по-бурятски – шумша) и накидки – (по-бурятски - хубаси). Накидка отделана позолоченной визгой, без рукава. У платья по рукавам, подолу и воротнику использована ткань яркого цвета. Костюм очень сдержан по цвету, что делает его особенно глубоким по общей цветовой гамме.

на фотохостинг →
старинный костюм, сшитый в 1907 г. Аджаной Адушеевной Трубачевой 1887 г.р. из села Хадахан Нукутского района.

На голове – расшитая визгой (металлической ниткой) круглая шапочка (компара, или япшара). Шапочка является обязательной принадлежностью одежды замужней женщины. В разных местностях она имела свои особенности: в покрое, тканях, имела различные названия: бортогэ малгай - для молодых женщин, тоорсег малгай – для пожилых женщин. В торжественных случаях или зимой зажиточные бурятки носили сэнхигтэй малгай – шапки, отороченные мехом выдры, халюн малгай - отороченное мехом соболя. Считается, что ни одна замужняя женщина не может показаться на людях, не надев шапочку и накидку. Накидка была безрукавная и шилась из сукна, называлась дэгелэй. Известно, что такой вид одежды бытовал в Эхирит-Булагатском районе.

на фотохостинг →

Надо сказать, что бурятские женщины очень любили украшать себя и свою одежду. Они использовали старинные монеты для подвесок на шапочке, чередуя их с кораллами и другими украшениями, опуская тяжелые нити до самого пояса. Вместо пояса мог быть чеканный ремень с металлическими подвесками вокруг талии. На ногах как женщины, так и мужчины носили унты, сшитые из кожи или сукна в сочетании с кожей, вышитые крестом или елочкой бурятским орнаментом.

на фотохостинг →

Летнее платье замужней женщины, девушки или «старой девы» после 25 лет несколько отличались по крою, но в целом – это прямое платье из простой или шелковой ткани на кокетке, с длинным рукавом и с обшлагом у кисти руки. Воротник – стойка с закругленными углами, с запахом направо или простым круглым вырезом и столбиком-застежкой по кокетке. Например, платье пожилой женщины шилось из однотонных материалов, в основном из плиса, тафты, чесучи. Соблюдались цвета, чаще – черный, зеленый, голубой, коричневый, белый. Спереди платье застегивалось на пуговицы. По подолу нашивались полосы из парчи, черного бархата, выдры. Манжеты на рукавах также обшивались мехом выдры. На такое довольно сложное и богатое платье еще надевали золотые монеты на цепочке. Как правило, по количеству цепочек узнавали состоятельность женщины. Подобный костюм встречается в Нукутском районе, а в костюмах из Эхирит-Булагатского района, в череде цепочек -екатерининские монеты.
Молодая девушка в отличие от замужней женщины носила платье с глухим покроем горловины без выреза. Платье «старой девы» (после 25 лет) выкраивалось с вырезом горловины на правую сторону.

на фотохостинг →

Женская зимняя одежда встречалась в виде ватного с верху до низу простроченного халата с отрезной талией, с маленьким атласным воротником и круглым запахом направо. Оторочен халат бейкой.

на фотохостинг → на фотохостинг →

Детская одежда что для девочек, что для мальчиков была одинаковой и повторяла крой мужского халата, т.е. прямой, не отрезной по линии талии, рукава цельнокроеные - регланом.
До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делали из далембы, нарядные из шелка в полоску.


на фотохостинг →

При достижении зрелости в 14-15 лет менялись покрой платья и прическа. Платье становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма тууза закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка


на фотохостинг →
Разнообразной была прическа, которая всегда служила признаком принадлежности человека к определенному возрастному периоду. Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылка сбривалась. В 13-15 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках (шанха). На затылке из оставшихся волос заплетали 1-3 косы (гэзэгэ). Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 14-16 лет на гэзэгэ надевали украшение саажа, а на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы - юбун. К девушке с таким знаком можно было засылать сватов.
на фотохостинг →

На свадьбе девушке меняли прическу и заплетали две косы - обряд назывался уhэ заhаха ("переплетение волос"). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывали гребнем матери жениха.


Здесь фрагмент из спектакля "На стыке веков". Можете весь не смотреть. Тем более, что он на бурятском языке. Просто вначале там показывается именно этот обряд.
http://youtu.be/22TBODniP7Q
А в целом, спектакль о том, как буряты ходили к "белому царю" на поклон, чтобы Петр принял их в свое подданство и защитил от внешних врагов и произвола пришлых "освоителей", среди которых было много преступного элемента и откровенных разбойников, которые в общем-то, не очень хорошо относились к местному населению.

У русских, наоборот, из 2-х девичьих кос заплетали одну женскую. Это объясняется тем, что к свадьбе обычно готовили приданое, в том числе украшения. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу, т.к. массивные по размерам, тяжелые по весу, они прикреплялись к основаниям кос. Русский тип женских головных украшений - короны, кокошники, кички закреплялись на затылке под косой. В этом случае одна коса обеспечивала прочность закрепления.

Бобик

Аюна из Актобе, спасибо за прекрасную тему! С нетерпением ждем продолжения.

Интересна, конечно, любая информация... но, думаю, со мной согласятся многие наши пользователи, особенно хочется информации по бурят-монгольскому традиционному костюму.
По-моему, это просто бездонный источник поразительно красивых идей, которые могут быть применены не только в откровенно этнически-сценичестком костюме, но и в контексте просто реальной одежды.

К сожалению, большинство картинок, которые есть в интернете, дают представление только внешнее. Понять по ним конструктивные особенности и принципы кроя довольно трудно, чтоб не сказать невозможно. Тем более нельзя догадаться, чем эти конктруктивные особенности обусловлены - а ведь в этом и есть суть, это главное, что необходимо знать, чтобы осмысленно использовать элементы традиционного костюма, а не идти по пути внешнего имитаторства.

В общем, пожалуйста, делитесь с нами своими знаниями о Вашем народе! Здесь их ждет благодарная аудитория.

Я все никак не перейду к конструктивным особенностям...

Сразу предупреждаю, я не спец по конструированию одежды, не этнограф. В общем, я излагаю то, что знаю о бурятском костюме, с точки зрения обывателя, с одной стороны. С другой стороны, как представитель бурятского народа, я могу кое-что рассказать не как сторонний наблюдатель.
Я под рукой имею материал, найденный в Сети, другого у меня нет. И, если найдется специалист по костюму, который сможет вносить коррективы в мою информацию, буду очень рада.

Теперь продолжу о женском костюме.
на фотохостинг →

Женский костюм больше, чем мужской, сохранил родоплеменные и традиционные особенности, что обуславливает выделение 2-х территориальных комплексов- Забайкалья и Предбайкалья и их вариантов.
По костюму бурят Предбайкалья можно проследить территориально-родовые деления: костюм боханских, аларских, верхоленских бурят, которые относятся к булагатским, хонгодоровским и эхиритским родам. В Аларском районе женские халаты шились из узорчато-переливчатого шелка светло-сиреневой расцветки, по низу подола пришивали широкую полосу из меха выдры, вырез на груди отделывался черным плисом или бархатом, иногда собольей шкурой. Отделка халата - четырехугольная, закрывающая почти всю грудь меховая нашивка, разделенная неширокими полосами бархата (рис. 5).
Основным элементом декора костюма и украшений бурят Иркутской области являлись круглые бляхи и монеты царского или советского времени разного достоинства. Монеты оправлялись в золото или серебро; иногда монеты перемежались с коралловыми бусами. Общее количество и стоимость тех и других определяло степень богатства и родовитости владельца костюма или украшения.
Женский свадебный наряд - дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из сукна, парчи

на фотохостинг →

Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической.
У бурят бытует пословица: "Гэргэдэй гоень урдаа, гэрэй гоень хойноо" - "красота женщины спереди, красота дома - сзади". Пословица эта появилась не случайно и связана с тем, что передняя часть женского костюма шилась из дорогих, нарядных тканей, а спина - из менее дорогостоящих. Это, скорее всего, было вызвано дефицитом дорогих тканей, т.к. все это привозилось издалека - Китая, России и соответственно стоило очень дорого. При покупке ткани точно учитывалось количество используемой ткани: лишняя ткань - лишние деньги. В дальних районах дэгэлов Оки, Закамны дорогостоящие ткани встречались очень редко. Там женские наряды из более простых тканей дополнялись богатыми серебряными украшениями.

на фотохостинг →

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. При общей основе конструкции халата в ней наблюдались некоторые региональные различия. Удлиненный лиф с глубокими проймами, доходящими до талии, простая форма отделки выреза лифа, не очень глубокий запах левой полы на правую, прямое соединение лифа и подола было характерно для одежды хори-бурят. Летние женские халаты чаще всего шили из синей чесучи, линию шва закрывали только в передней части декоративной тесьмой.

на фотохостинг →

Ширина тесьмы могла быть как узкой (в 1 палец), так и широкой - до 10 см. Для отделки применяли блестящие плотные ткани - шелк, парчу, бархат. Поверх швов нашивали узорчатую тесьму ручной работы - тууза, которая дополняла цветовую гамму, конструктивно подчеркивала или выделяла основные детали, элементы. В одежде женщины - хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают округлые формы на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол. Пои отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого -различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.

на фотохостинг →
на фотохостинг →
Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Старые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле и темных оттенков, рукава становились менее сложными. Безрукавка как дополнение костюма сохранялась.
Источник

Одежда селенгинских бурят в целом отличалась от одежды хоринских бурят. Но и среди селенгинцев наблюдались местные особенности: в форме рукава, манжеты, шапки, обуви. Энгэр селенгинского дэгэла закругляется у ворота. Цонголы делают рукава широкими, длинными, с широкой манжетой; джидинцы шьют рукава более узкими и короткими, с нешироким манжетами. В женском дэгэле цонголов лиф халата соединяется с подолом закругленным мысом; джидинцы делают эту линию талии на халате чуть прямее; у хоринцев соединение лифа с подолом делается по прямой линии.

на фотохостинг →
Цонголки

Региональные особенности отчетливо проявляются при крое и декоре рукавов. Рукава женского халата - составные, т.е. состоящие из двух или трех частей. Основание рукава или верхняя часть - узуур тохой, декор выше запястья до локтя - нарин тохой и нижняя часть -обшлага- нюдарга.

Так рукава халатов хори-буряток у основания были широкими и собирались в пышные буфы (булуубша), которые постепенно сужались к середине предплечья, к ней пришивалась средняя часть рукава -тохоног (локоть). Заканчивался рукав широкими обшлагами - нюдарга ("кулак"). При морозной погоде обшлага отворачивали вниз. Многие путешественники и исследователи при описании костюма отмечали, что буряты, монголы "ни в какие морозы рукавицы не имеют".

на фотохостинг →

Рукава закаменских халатов тоже шились из трех частей. Обычно верхняя и нижняя части шились из той же ткани, что и сам халат, средняя часть - из ткани контрастного цвета. Буфы у основания были менее пышными, чем у хоринских. Соединения частей рукава отделывались полосками простроченной ткани или декоративной тесьмой. Практически каждая женщина сама изготовляла свой наряд. По аккуратности шитья можно было судить о ней как о хозяйке.

на фотохостинг →

Безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов проживания бурятских родов и племен. Уужа бывали двух видов: короткая, до линии талии называлась "эсэгын уужа" (отцова безрукавка), потому что по древнему бурятскому обычаю женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной - в шапочке и безрукавке. По отношению к свекрови этот обычай был не столь жестким. Короткие безрукавки большей частью носили в Забайкалье, в некоторых районах (например, в Закаменском) бытовали укороченные уужа, едва доходящие до декоративной тесьмы на линии шва талии. Шили их из ярких тканей с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди.

на фотохостинг →

У предбайкальских бурят в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, у тункинских, баргузинских, агинских бурят Забайкалья шили также длиннополые уужа. Основой для такой безрукавки служила короткая, к которой пришивали присобранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа была приспособлена для езды и называлась морин уужа.

на фотохостинг →

У аларских, унгинских, боханских буряток безрукавка называлась хубайси - цельнокроеная, расклешенная книзу, с узкой спинкой и глубокой проймой. Подол был широким, полы заходили друг на друга. По краю переда, вокруг горловины, проймы нашивались монеты. Достоинство и количество их зависело от материального благосостояния носителя. Иногда вместо монет пришивались круглые перламутровые пуговицы или круглые металлические бляшки. Безрукавки надевались поверх платьев - халдай, палаати в Предбайкалье, тэрлиг, дэгэл в Забайкалье и застегивались на одну пуговицу у ворота.

на фотохостинг →

Говоря о безрукавке, нужно отметить, что эта деталь костюма характерна не только для бурят - она присутствует у многих народов. Древнейшая магическая функция - охранная: оберег молочных желез и позвоночника - столпа, на которой строится каркас тела. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода.

Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряды переводят ее в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери. Главное назначение женщины в семье, в обществе заключалось в рождении и воспитании детей. Лишь при создании семьи, ведущей к появлению детей, возможно исполнение данной роли.

на фотохостинг →

Продолжая разговор об обряде заплетения кос невесте - смены девичьей прически на прическу замужней женщины, цитата:

Женщиной, равной всем женщинам улуса, невестка может стать лишь после проведения обряда уhээ заhаха, боолто боохо - замены девичьей прически на женскую.
В прошлом этот обряд проводился после рождения первенца, перед обрядом захоронения последа. Позже это правило уже не соблюдалось, часто две женские косы невестке заплетали уже при переодевании ее в женский наряд. Смена прически на женскую означала, что невестка отныне вошла в состав женщин-матерей. Это было переломным моментом в ее жизни, теперь она полностью принадлежала семье мужа, его роду.
С древнейших времен прическа почти всегда служила признаком принадлежности человека к определенной возрастной категории.
У всех народов мира существовало и существует до сих пор множество поверий, связанных с волосами. Многие их них сводятся к тому, что в волосах покоится сама жизнь или они являются обиталищем богов и духов, поэтому за ними следует тщательно ухаживать, всячески украшать. Особенно распространены суеверия, связанные со стрижкой волос. У одних народов они вызваны боязнью нечистой силы, которые могут завладеть остриженными волосами и, оказывая на них магическое воздействие, сумеют лишить здоровья и даже жизни человека, у других считается недопустимым тревожить духа, обитающего в волосах.

на фотохостинг →
на фотохостинг →

В настоящее время, когда идет новый подъем национальной культуры, языка, религии, традиционных праздников, народ старается одеваться в свою национальную одежду, которая становится более современной, праздничной, нарядной. Люди надевают ее для красоты и оригинальности, поэтому одежда утрачивает функции повседневной, и приобретает функции праздничной.
Современные модельеры, художники - создатели гражданских и сценических костюмов исходят из образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый декоративность. В развитии современного бурятского костюма мы видим извечную борьбу двух тенденций; с одной стороны - желание сохранить традиции глубокой древности, а с другой - стремление к новизне, ломающее традиционные формы.
Из этой борьбы вырастает третья тенденция - хотя бы формально освящать традицией вновь рождающиеся формы.

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

Источник

Я уже размещала этот ролик из ютьюба, который называется "Мальчик заставил плакать весь Китай"
http://youtu.be/ls2vwtacTDA
Как-то видела комментарий к этому ролику, что мальчик-то поет на бурятском.
Прислушалась, действительно, на бурятском, только с некоторыми особенностями монгольского произношения. Или монголы во Внутренней Монголии говорят на таком диалекте.

Мальчик из Внутренней Монголии заставил плакать весь Китай
В Интернете все большую популярность набирает видео со всекитайского конкурса талантов, аналога телепередачи «Минута славы». На ней 12-летний мальчик по имени Удам своим исполнением песни о маме заставил плакать жюри и зрителей
Особо отметим: этот конкурс проходил в те дни, когда на родине маленького певца проходили массовые акции протеста кочевников. Монголы требовали соблюдения их прав на пастбищное скотоводство, бережного отношения к природе. Неизвестно, знал ли об этом Удам, но на вопрос о своей мечте ребенок ответил:
- Я мечтаю, чтобы вся Вселенная цвела и зеленела!

29 мая 2011 года на сцене огромного концертного зала Удмаа сказал жюри, что будет петь любимую песню своей мамы “Алсад суугаа ээж”. Ответ на вопрос жюри – «где сейчас твои мама и папа» - заставил зал и жюри ахнуть. Удам оказался круглым сиротой. Из сюжета, предваряющего его выступление, выясняется, что Удам добирается до школы на коне каждый день по три часа. Петь любит с самого раннего детства. По собственному признанию Удама, когда бродишь по степи, невозможно не петь. На этом конкурсе он исполнил песню монгольских поэта Лхагвасурэна и композитора Тогсжаргала. Она стала популярной во всем монголоязычном мире в исполнении известного певца Самандын Жавхлана.
- Когда я пою, вспоминаю маму и папу, находящихся на небесах. Мама снится мне каждую ночь – сказал Удам после выступления - мама очень любила петь.
Плакали зрители в зале, плакало высокое жюри. В порыве чувств ведущая обняла мальчика: - Если тебе хочется плакать, не сдерживай себя – сказала она.
Но Удам вел себя поразительно сдержанно, по-взрослому, не выдавая своих чувств.
- Не зря говорят, монгольские мужчины никогда не плачут – заметил другой телеведущий. Все члены жюри единодушно проголосовали за мальчика из далекого Хулунбуйра. Именно в степях Хулунбуира проживают шэнэхэнские буряты. Сам Удам принадлежит к родственному племени бурят – барга-монгол.
Удам сейчас один из солистов детского ансамбля, организованного известным композитором и певцом Буринбаяром. Он был членом жюри на фестивале «Звезды Белого месяца» в 2003 году.

Про бурят Внутренней Монголии я еще расскажу.
Удмаа, если верить источникам (фанклубу UUdam Micael), родился 9 сентября 1999 года. И ведет себя сдержанно, как и положено монгольским мужчинам (и женщинам). Мы скупы на публичное проявление эмоций.

http://youtu.be/4uD85-JK4pI

Где-то даже о песне этой читала, что сочинил ее человек со схожей судьбой - тоже сиротой.
Песня называется "Мама во сне":
на фотохостинг →
Еще один ролик с песней
http://youtu.be/FZ9a7_CzgOs
В этом ролике показаны красоты монгольского быта и костюма.

Аюна, а где второй ролик Уудама, где он в финале. Там хорошо слышны бурят-монгольские слова Very Happy


 
 
 

 

Авторы

Теги

Упоминания



Закрыть ... [X]

Выкройки для бурятских дэгэлов Творческий проект по технологии Национальная бурятская шапка
Выкройки для бурятских дэгэлов Бурятский традиционный костюм, о Бурятии и бурятах. - Осинка
Выкройки для бурятских дэгэлов Буряты, одежда и украшения ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской
Выкройки для бурятских дэгэлов Бурятский национальный костюм (49 фото костюмы бурятов)
Выкройки для бурятских дэгэлов Не умеем ни надевать, ни шить: Общество: Информ Полис
Выкройки для бурятских дэгэлов Бурятский костюм. Аксессуары ВКонтакте
Выкройки для бурятских дэгэлов Главная:Бурятский костюм - Visit-baikal
Выкройки для бурятских дэгэлов «Темные аллеи» читать
Ажурный узор Волны Салон эксклюзивного вязания Более 20 лучших идей на тему «Кружевной халат» на Pinterest Вязание крючком. Модели, схемы, уроки ВКонтакте Гипсовые вяжущие вещества - Строительные материалы Как вязать пинетки для новорожденных спицами и крючком Как нарисовать космос - Pikabu Как правильно связать вместе воздушные шарики Кофты и кофточки женские (176 фото) 2017 года